«Каждый игрок для нас – это проект». Принципы работы академии «Рубина»
13 августа 2018

Руководитель программы развития молодежного футбола «Рубина» Иван Данильянц выступил на международной научной конференции в Поволжской академии спорта, посвященной проблемам детско-юношеского футбола. Представляем самые интересные тезисы доклада.

 

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ

Несмотря на приоритетную задачу подготовки футболистов, среди ключевых направлений в академии «Рубина» образование, дисциплина и духовный мир, которые связаны воедино. Это сказал Курбан Бердыев при первой нашей встрече, озадачив тренеров-преподавателей воспитанием этих качеств. Нам всё это небезразлично. Это направлено на то, чтобы наши футболисты выросли нормальными, полноценными гражданами.

Подготовка футболистов высокого уровня с получением учащимися школы хорошего педагогического и футбольного образования даётся очень сложно. Для этого необходимы и материально техническая база, и финансирование, и грамотные учебно-методические программы по всем возрастным группам, а также квалифицированные тренеры и преподаватели, способные реализовать эти программы в жизнь. Плюс необходимы взаимопомощь и коллективная работа на конечный результат.

 

РЕБЁНОК-ФУТБОЛИСТ ДОЛЖЕН БЫТЬ СЧАСТЛИВ КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Каждый игрок для нас – это проект. И вокруг каждого ребёнка должны находиться с одной стороны тренер, с другой – учитель, с третьей – родитель. И это всё должно происходить на протяжении всего периода обучения. Необходим постоянный контакт для того, чтобы мы двигались в одном направлении. Каждый ребёнок – часть этой команды. Каждый ребёнок должен иметь большую цель, но и команда должна иметь большую цель. Кроме этого, каждый ребенок-футболист должен быть счастлив каждый день. Это очень важное условие, которого очень непросто добиться.

С мальчиками, которые чувствуют себя не на своём месте, мы чаще всего расстаёмся. Приглашаем родителей, общаемся с ними на подобную тему, поскольку очень часто получается, что родители больше стремятся к тому, чтобы мальчик учился футболу, чем он сам. Школа «Рубина» входит в число лидеров российского футбола. Наш интернат полностью организует весь рабочий день, в нем есть все для совершенствования, включая проживание, питание, тренировки, инвентарь, и так далее. Но, если мальчик не чувствует себя здесь счастливым, ему лучше заняться чем-то другим.

ПОИСК ИГРОКОВ С ДЕТСАДОВ

Когда мы занимались подбором футболистов только со школьного возраста, то изначально теряли много потенциальных футболистов. Происходило это потому, что они уже выбирали другие виды спорта. Тогда мы спустились вниз, начав работу с детских садиков. Мы охватили 285 дошкольных учреждений, в которых занимались более пяти тысяч детей. И это послужило очень хорошей базой для популяризации футбола и помогало при первичном отборе.

Если говорить об этапах многолетней подготовки футболистов ФК «Рубин», то их можно разделить на пять этапов. Обоснование необходимости поэтапного отбора футболистов вызвано тремя аспектами. В них включаются возрастные особенности футболистов, решение специфических задач для каждого возраста и каждого этапа подготовки, а также подбор и расстановка тренерских кадров, которые не могут эффективно работать абсолютно со всеми возрастами.

О последнем говорит очень много примеров. Я проводил анализ работы, связанных с текучестью футболистов в ФК «Ростов». Получалось, что из 30 футболистов 2000 года рождения, набранных тренером, который потом обучал их на протяжении десяти лет, на выпуске остался только один. 70% игроков были набраны в последние два года перед выпуском. У нас в «Рубине» другие цифры. Наоборот, 70% выпускаемых были отобраны при первичном этапе селекции. Это те, кто прошел с нами весь путь развития.

РАЗРУШЕННАЯ ПИРАМИДА

Спортивная структура «Рубина», которую мы оставили в 2013 году, представляла из себя пирамиду. В нее входили муниципальные дошкольные общеобразовательные учреждения, школа «Рубина», «Рубин-2», КАМАЗ, «Нефтехимик», «Рубин-дубль» и основной «Рубин». Помимо инфраструктуры, связанной со стадионами, футбольными полями, серьезное значение для ведения процесса многолетней подготовки спортсмена, имеет и спортивная инфраструктура.

Беспокойство руководителей нашего клуба связано с тем, чтобы наши выпускники в свои 17 лет получали возможность развивать свои качества в структуре клуба с единой философией и стратегией, финансированием, контролем и управлением. Чтобы всё было в одних руках. Тогда нам это с большим трудом удалось осуществить, после чего на отчетно-выборной конференции федерации футбола республики с сожалением говорилось об утрате в нашей пирамиде такого звена, как «Рубин-2», выступавшей во втором дивизионе российского футбола. Помимо этого, утратили свою актуальность как объекты структуры нашего клуба, КАМАЗ и «Нефтехимик».

ПЯТЬ ЭТАПОВ ПОДГОТОВКИ

Этапы многолетней подготовки футболистов «Рубина» можно разделить на пять этапов.

1. Дошкольный этап – обучение 5 - 6-летних детей (5086 детей в 285 дошкольных учреждениях). Одна из целевых задач этого этапа заключается в привлечении детей к занятиям спортом, а также первичный отбор будущих футболистов в наш футбольный клуб.

2. Предварительная подготовка для 7 - 8-летних детей (задействованы 300 детей). Целевая задача этого этапа заключается в вовлечение детей в мир разнообразных и привлекательных игр, сопровождающихся радостью, удовольствием и сияющими детскими лицами. Вторая задача заключается в процессе подведения ребенка к желанию систематически заниматься футболом. В целом, на этом этапе мало футбола, и, если там будут работать тренеры, которые хорошо знают профессиональный футбол, но не имеют представления о детском футболе, то они ничему не смогут научить. Здесь главнее то, что он должен любить детей, доступно объяснять поставленные им задачи и при малейшей возможности поощрять их. Если в команде мастеров нужно, образно говоря, выполнять одно упражнение сто раз, чтобы добиться автоматического навыка, то в детском возрасте нужно одно упражнение выполнить один раз. Этап важен тем, что на нём закладывается фундамент большого строительства.

3. Начальная специализация для 9 - 11-летних детей (задействованы 120 детей). Всего на этом этапе задействованы шесть тренеров, которые проводят тренировки в футбольно-легкоатлетическом манеже Центрального стадиона. Возрастные особенности этого набора предполагают появление определенных двигательных навыков и умений, которые можно развивать при дальнейшем обучении. В этот момент можно заниматься ознакомлением и обучением футбольной техники.

4. Углубленная специализация для 12-14-летних детей (задействованы 60 детей). Важная особенность этого этапа заключается в том, что дети переходят в наш интернат, где живут и тренируются. Этот этап развития проходит на фоне переходного возраста, поэтому здесь обязательно наличие опытных тренеров, которые должны осознавать, что у ребёнка в этот момент разрушается координация, к детям необходим индивидуальный подход. Еще одна важная задача этого этапа: закрепление футбольной техники, как средства взаимодействия игроков и формирования общей культуры взаимодействия.

 

В неформальные обязанности тренера входит то, что ему необходимо заинтересовать и загрузить детей большим футболом, давая им дополнительные задания. Как пример: разбор матчей во время недавнего чемпионата мира. Анализ ведётся по игре футболиста своего амплуа, когда наш воспитанник делится увиденным и обсуждает это с тренером, который также проводит собственный анализ. Роль тренера на этом этапе заключается еще и в том, чтобы развивать у ребенка аналитические и методические навыки. Желание футболиста во многом зависит от личности тренера, от его профессиональных качеств.

5. Спортивное совершенствование. Это возраст 15 - 17 лет. На этом этапе остаются 40 детей. Особенность этого периода в том, что переходный возраст прошел, снова допустимы физические нагрузки, сложные движения быстро усваиваются и хорошо запоминаются. Перед нами уже практически взрослые люди. На этом этапе вопросы тактики, стратегии и стиля игры выходят на первый план, здесь уже должна быть сформирована командная тактика, основанием для чего должны служить все те навыки, которые получены на предыдущих этапах подготовки.

Тренер на этом этапе действует по принципу три О: организовать, обучить и обеспечить. При этом, возникает вопрос и в обеспечении результата. Второй принцип мы заключили в буквах ТПС: требовательность, последовательность и справедливость – постулаты, которыми должен руководствоваться тренер.

Для футболистов необходимо соблюдать баланс в принципе: я и мы. Понятно, что возникает желание проявить свое «я» на каком-либо из турниров, но это не должно входить в противоречие с «мы», то есть с командой и ее задачами. При этом команда значит больше, чем я, но важно, что руководство нашего клуба интересуют не локальные победы детей того или иного возраста, его интересуют игроки-звездочки, игроки-проекты нашего клуба. И все эти пропорции обязательно необходимо сохранять в данном возрасте.

Источник: БИЗНЕС Online

>Обзор прессы
«Каждый игрок для нас – это проект». Принципы работы...